+7 (991) 721-32-27 +7 (915) 199-90-45
Стать оптовиком

Технология производства

Роза Баровьер Ментасти, исследовательница стекла и потомок одной из самых старинных фамилий мастеров-стеклодувов, дала суммарное описание техники изготовления муранского стекла.

Муранское стекло, по древней средиземноморской традиции, натриевое. Это означает, что в кремниевый песок, который становится стеклом в процессе плавки, добавляется сода, что позволяет плавить стекло при более низких температурах. Поташ, или карбонат калия, альтернатива соды, типичный для северных стран, порождает блестящее стекло, подходящее для шлифовки и резки (как и свинцовое английское стекло), но не подходит для сложной типично венецианской обработки в горячем виде.

 

Смешивание сырья обычно происходит вечером, к концу рабочего дня, подготовка материала длиться всю ночь. В зависимости от типа задачи, на этапе смешения вводятся матирующие или красящие или, наоборот, обесцвечивающие вещества. Окись кобальта дает синий цвет, с помощью окиси железа можно добиться изумрудно-зеленого оттенка, золотой порошок придает выразительный красно-рубиновый цвет. Сырье помещают в печь с температурой около 1400°С, и к утру стеклоделы получают расплавленный материал, готовый к формовке. Расплавленная масса стекла остается гибкой и пластичной до температуры 500°С. Выдуваемая заготовка помещается в еще одну печь, чтобы изделие приобрело прочность, коей славится венецианское стекло. В этой печи будущие статуэтки, вазы, элементы декора выдерживаются в течение суток, постепенно остывая.

Как правило, дальнейшая обработка стекла и превращение заготовки в конкретную вещь происходит в независимых мастерских, где работают в высшей степени квалифицированные и специализированные мастера, так как техники работы с муранским стеклом различны и очень сложны и требуют многолетних навыков мастерства.

Описание всех техник и терминов составило бы целый трактат, приведем лишь основные, широко используемые в представленной коллекции.

Техника плавления стекла vetrofusione

техника vetrofusione

Основная линия представляемой нами бижутерии сделана именно в этой технике. Первостепенным является создание нового многослойного стекла, сплавленного из нескольких слоев, которые, под воздействием температуры около 800-850°С, соединяются, перетекая друг в друга. Основой служит прозрачное или окрашенное стекло, в качестве следующего слоя часто используется тончайшая 18-каратная золотая или серебряная фольга 925 пробы, следующий слой — цветы-муррины, прутики латтичино или занфирико, последний слой — непременно бесцветное, чистое и блестящее стекло. При термообработке все слои причудливо соединяются, прутики и цветы-муррины становятся более объемными и распускаются в единственном и неповторимом порядке. Верхний слой, как лупа, увеличивает узор, придает блеск и интригующее сияние. Остывание готового изделия длиться очень долго, чтобы обеспечить полное сплавление и стабильность структуры материалов, подвергшихся нагреванию. Варианты дизайна поистине бесконечны.

Муррина (Murrina)

техника мурринаМуррина (Murrina) — так называют мозаичное стекло, конечным результатом которого в поперечном сечении является узор цветов, звездочек, глазков, многоцветных кружков или овалов . Название «муррина» произошло от древних кубков из мирты (murrhine bolle) или от итальянского слова murra, материал, из которого они предположительно изготавливались. Этот вид стекла был известен еще древним римлянам. Технология производства была забыта почти на два тысячелетия, и лишь в XIX в. муранским мастерам удалось ее восстановить. Сначала создается прут, орнамент поперечного сечения которого создается в пламени наслоением нескольких типов монохромных прутов, согласно желаемому рисунку в сечении, затем прут нарезается на тонкие пластины как хлебный багет и затем эти пластинки-муррины вводятся в стеклянную массу. Изделия, изготовленные из мозаичного стекла, представляют собой пестрое поле, сотканное из цветков, глазков, звездочек, розеток и т. п., в зависимости от использованных муррин.

Так как муррины делаются в основном в виде цветов, технику их использования называют также миллефьори.

Латтиччино

Латтиччино — буквально «маленькие молочные берега» — это прут мозаичного стекла, составленный из белого или цветного матовых прутов, скрученных вместе по спирали, которые создают один прут, похожий на леденец. Может быть монохромным или полихромным.

Филигрань

техника филиграньФилигрань — полученое путем введения в массу прозрачного стекла тонких цветных нитей, которые представляют собой хаотичное плетение, либо правильную сеточку. С помощью некоторых технологических тонкостей после выдувания изделие приобретает уникальную окраску и сетчатую фактуру. Когда она была «открыта вновь» к середине XIX в., венецианский антиквар по имени Занфирико (Sanfiriquo), заключил контракт с несколькими стеклянными фабриками в Мурано, и стал восстанавливать на них древние техники, и теперь целый диапазон различных дизайнов с тех пор называют просто Zanfirico.

Zanfirico

Zanfirico — это очень трудоемкая техника полуфилигранной работы, когда на заключительном этапе изготовления стеклянного изделия, осуществляют его полное «обворачивание» стеклянной витью, очень близко располагая витки друг к другу. При создании бижутерии иногда используют сетчатые прутики Занфирико.

Техника «a lume» (люме)

Позволяет делать объемные предметы в форме цветов, фруктов, звезд, животных, человеческих фигур. При работе не используется дутье, поэтому изделия, выполненные в этой технике, не полые и, как правило, небольшие. На небольшом открытом огне с помощью разнообразных щипцов и палочек из разогретых разноцветных заготовок мягкого муранского стекла мастер вытягивает части фигурок, соединяя их в расплавленном виде. Например, при создании дельфина на мяче части не склеиваются, а сплавляются. Маленькие фигурки, как и бижутерия, делаются из единого куска стекла.

техника LumeИменно в этой технике делаются бусины (perle — букв. «жемчужины») из муранского стекла. Используемые мастерицами (как правило, это женщины) инструменты похожи больше на инструменты дантиста или ювелира, — эта работа требует поистине ювелирной точности. Кусочек расплавленного стекла накручивается при постоянном вращении на тонкую палочку, затем к поверхности прессуется золотая или серебряная фольга, муррины или полоски контрастного стекла, сверху наносится еще один слой стекла, с тем, чтобы содержимое бусины вплавилось внутрь. Только постоянное вращение обеспечивает идеально круглую или овальную форму. В конце процесса присоединяется пузырек воздуха, чтобы потом служить отверстием бусины. Даже неискушенный глаз моментально отличит изготовленную ручным витым способом бусину, наполненную игрой света и цвета, от машинной прессованной.

Классическая стеклодувная техника

Вплоть до рубежа новой эры во всем мире применялось литье в формы, иногда с «тихим» дутьем, без вращения заготовки. Стеклянная масса еще была настолько непластична, что просто не воспринимала формирующую силу дутья. Но с изобретением новой технологии — набора стекла на трубку непосредственно из тигля, раздувание набора в шар и завершающий этап формовки — выдувание сосудов, в стеклоделии произошел подлинный переворот, и это событие стало самым важным открытием за всю историю стекла. Художественное дутье остается привилегированной техникой для работ высокого уровня. Начиная со Средневековья, муранские мастера развили необычайное искусство и сноровку в дутье и формовке своих произведений, изобретая новые техники и достигая совершенства в изысканности и элегантности. Как и встарь, мастер вооружается железной трубкой, на треть покрытой деревом (чтобы не обжигать руки) и снабженной на одном конце мундштуком, а на другом — грушевидным утолщением для набирания стекла. Нагретый на огне конец выдувальной трубки окунается в расплавленную стеклянную массу, которая легко пристает к трубке, образуя горячий ком. До сих пор все делается вручную, нет ни литьевых машин, ни конвейерной сборки, ни дешевых экономных технологий. Для изготовления высокой амфоры или большой фигуры, помимо мастерства, требуется недюжинная физическая сила.

У каждого стеклодува имеются свои секреты дутья и верчения. Таинства мастерства здесь принято передавать исключительно по наследству, и поступить в обучение к муранскому мастеру практически невозможно.


Дата: Пятница, 08 июля 2011
Просмотров: 14970

© Артебалено 2008-2019
Создание и продвижение Websiteplus.ru